Проблема перемещения корабля между разными уровнями воды существует спокон веков. Уже давно найдено выход из сложившейся ситуации – создают специальные доки со шлюзами. Сначала перекрывают отток воды, а затем увеличивают её уровень в искусственном резервуаре. Но существует и более удобный метод – лифт для лодок. Сегодня корабельный лифт представлен в единственном экземпляре и называется Фолкерское колесо, которое является достопримечательностью Шотландии.
Специалисты компании «Мастерлифт» всегда следят за технологическими инновациями, поэтому интерес к лифту для кораблей вполне логичный. Он является вращающимся судоподъёмником, который соединяет два канала: Форт-Клайд и Юнион. Название получил в честь близлежащего городка Фолкерк, что расположен в центральной области Шотландии. Раньше оба канала соединялись шлюзами, но со временем их вывели из эксплуатации и засыпали (ещё в 1930 годах).
Уже в 1998 году всерьёз задались идеей возобновления судоходствам по каналам Шотландии, проект назывался «Миллениум Линк». Данное направление соединяло два важных города: Глазго и Эдинбург. Во главе проекта стала компания «British Waterways». В него вкладывали деньги 7 властей близлежащих городов, а также сеть предприятий Шотландии, Европейский фонд развития регионов и Комиссия Тысячелетия.
Воссоздание громоздкой и неудобной системы переправ не пришлось по душе, а современную альтернативу предложили быстро. Был предложен вариант создания огромного «колеса обозревания», поворотных платформ и т. п. Три недели разгорались дискуссии между всеми участниками проекта. В конце концов, остановились на механизме подъёма и спуска судов. Проект подразумевал строительство центра отдыха с кафетериями, магазинами и выставочным залом.
Масштабы объекта впечатляют, в диаметре Фолкерское колесо 35 метров, а в длину 30,5 м и весит 13 000 тон. Приспособление является соединительным механизмом между двумя каналами с разной высотой. За один поворот устройство способно поднять 757 м3 воды с восьмью кораблями. Конструкция может переносить лодки, общим весом до 500 тон.
Оно пришло на смену сети из 11 шлюзов, в каждом из которых немного поднимался уровень воды для постепенного поднятия плавательных средств. Чтобы пройти все этапы, приходилось тратить около 1,5 часа. Лифт для лодок справляется с поставленной задачей в разы быстрее. Приблизительное время задержки не превышает 15 минут, а время поднятия составляет всего 4,5 минут.
Всего за один оборот вращательный механизм переносит любой катер или водный трамвай на канал, стоящий выше по уровню. Местным жителям и приезжим туристам понравилась идея, теперь колесо Фолкерк является одной из главных достопримечательностей Шотландии. Ежедневно оно переносит до 100 различных судов. Уникальная конструкция позволила переправе сравняться с прочими грандиозными сооружениями, вроде Магдебурского водного моста.
К новинке активно присматриваются и другие страны. С большой вероятностью, скоро аналог Фолкерского колеса появится в прочих европейских странах, а до тех пор, оно является уникальным.